Прежде всего, личность должна быть готовой делать жизненный выбор, в том числе выбор учебного заведения, профиля обучения, одновременно он должен быть готов к ответственности, к самостоятельности в решении проблем на основе всестороннего анализа жизненных ситуаций, к обучению на протяжении всей жизни.
Наряду с тем жизнь требует от личности способности и готовности быстро адаптироваться к новым условиям, мобилизовать свои силы для решения практических задач, ориентироваться в больших потоках информации, принимать решения, критически мыслить, быть способной к конкуренции на рынке труда.
В психолого-педагогических исследованиях современных ученых отражены различные аспекты проблемы компетентностного образования, а именно:
- развитие жизненной компетентности личности;
- понятие компетентности в контексте проблемы качества образования;
- формирование духовной и риторической компетентности учащихся 12- летней школы;
- ключевые компетентности;
- формирование жизненной компетентности личности старшеклассников общеобразовательных школ;
- формирование коммуникативной компетентности будущих менеджеров;
- психологические условия развития коммуникативной компетентности учителя;
- система повышения функциональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений;
- общекультурное компетентность как показатель образованности учащихся школы и др..
Общетеоретическое изучение особенностей деятельности сельских школ в нашло свое отражение в работах педагогов современности. Исследованы принципы дидактики начальной школы, организации учебного процесса в малокомплектной школе; теоретико-методический аспект психолога-педагогического проектирования и организации учебно-воспитательного процесса в сельской общеобразовательной школе, особенности организации жизнедеятельности учащихся сельской школы научные основы организации педагогического процесса в учебно-воспитательных заведениях
"Школа - детский сад", основы национального воспитания, особенности деятельности школы в сельской местности и др..
Однако вопросы, связанные с формированием самообразовательной компетенций личности, рассматриваются в контексте других тем и не выделяются в отдельную проблему. Вне исследований остаются социально-педагогические проблемы формирования самообразовательной компетенций учащихся школ, расположенных в сельской местности: способности и готовности к самообразовательной деятельности, основанной на осознании личных и общественных потребностей.
Характерным для образовательной среды в сельской местности является ограниченный доступ личности к информации, культурных центров; взаимосвязи, взаимовлияние жителей, зависимость личности от общественного мнения, часто консервативных традиций, ограничивает ее самостоятельность.
Подготовка учащихся к самостоятельной жизни, вступления самообразовательной компетенций, во многом зависят от наличия свободного доступа к источникам информации.
Важный источник информации и мобильности для всего мира - сеть Интернет - для многих жителей села является недостижимой мечтой. Библиотека в сельской местности является основным информационным центром для ее жителей. Сельские библиотеки в большинстве случаев являются очагами интеллектуального развития и исследовательской работы учащихся. Однако результаты исследований свидетельствуют, что часть библиотечных фондов в сельской местности потеряла свою актуальность, информационную ценность для современной молодежи, а новых поступлений или недостаточно, или совсем нет. А именно сельская библиотека и библиотека сельской школы способны формировать у молодежи информационную культуру. На сельскую школу возлагается совершенно особая миссия.
Сельская школа - важнейший, главный, иногда, в силу условий, складывающихся единственный очаг культуры. Она задает тон всему интеллектуальному, культурному и духовному жизни села. Ограниченный доступ учащихся сельских школ к источникам информации является острой социально - экономической проблемой, тормозящей развитие тех качеств, которые необходимы личности для жизни и современном информационном обществе: способности и готовности быстро и точно получать информацию по широкому кругу источников, самостоятельно определять необходимые источники информации, ориентироваться в информационном пространстве, выбирая необходимые аспекты определенной проблемы из всего потока информации, использовать информационные технологии для нужд самообразования как источника знаний и средства общения.
Специфическими особенностями образовательной среды села являются взаимосвязи, взаимовлияние его жителей, основанные на семейной, хозяйственной общности. Для села характерен повышенный контроль за поведением человека.
Малая численность жителей сельских населенных пунктов объясняет тот факт, что школы в сельской местности являются малочисленными, малокомплектными. Поэтому, усвоение значительной части материала возможно именно на уроке, что уменьшает объем домашних заданий. Одновременно в классе, где учатся пять - двенадцать учеников, трудно применять те методики учебно-воспитательного процесса, эффективные в городской школе, где в классе - тридцать учеников.
Традиционные формы обучения (классно-урочных) порождают монотонность процесса обучения, утомляемость учителя и учащихся. Особенностью работы в классе является перенос значительной части учебного материала на самостоятельную работу учащихся, способствует повышению интенсивности учебного процесса, психологическом перегрузке учащихся. О неэффективности обучения в таких условиях свидетельствует анализ качества знаний учащихся сельских малочисленных и малокомплектных школ в разных регионах.
В современных условиях существования школы основная ее функция - подготовка к жизни поколений, подрастают, - в основном формализована и заменяется другими целями. Поэтому ученик, выходя из школы, не приспособлен к реальной жизни в обществе. Как показывают исследования, ученики большинства сельских школ не имеют достаточного уровня экономических, политических, юридических знаний. Они, как уже отмечалось ранее, недостаточно компетентны в сфере человеческих отношений.
Недостаточно уделяется внимание формированию навыков сознательного, ответственного использования своих прав и свобод, соблюдения прав и свобод других.
В селе дети рано приобщаются к культурной и общественной жизни. Они не только занимаются трудом в природе, в собственном хозяйстве, но и выполняют часть функций взрослых, частично перенимают их роли. При этом требования к своему поведению выдвигают по-взрослому и ведут себя так, как взрослые. Вместе с тем сельские дети будто усваивают философию жизни, сложившейся в данной местности.
Например, определенным образом ведут торг, договариваются об услуге, делают метеопрогнозы, занимаются агрономией, ветеринарией. Исходя во взрослую жизнь, они не чувствуют повышения требований к себе. Такие роли им уже знакомы. Но эта компетентность касается в некоторой степени специфики замкнутой жизни села. Во многих сферах современной жизни, которые невозможно освоить в пределах села, дети беспомощны и трудно адаптируются к современности. Низкий уровень активности, мобильности жителей села мешает ученикам получить нужный опыт в сфере социальной деятельности, тормозит развитие самообразовательной компетенций.
Недостаточная сформированность мировоззренческой позиции является тормозным фактором развития самообразовательной компетенций : сознательное понимание необходимости самообразования для обеспечения собственной самореализации, самораскрытия, саморазвития, получения образования в течение всей жизни, формирования собственного миропонимания, мироощущения и своей позиции.
Названы социально - педагогические факторы существенно влияют на формирование самообразовательной компетенций, которые являются гарантом вхождения молодого человека в конкурентную среду. Какой же должна быть школа, чтобы помочь сельскому выпускнику поступить во взрослую жизнь компетентным человеком? Какие знания, умения нужно формировать для того, чтобы не потерять ценность каждого ученика, помочь сделать собственный вклад в развитие общества?
В современном обществе знания, если они не базовые, теряют свое значение. Первоочередной становится умение их получать. Поэтому, как отмечал В. А. Сухомлинский, учителю нужно " стремиться к тому, чтобы знания были и конечной целью, и средством, инструментом для овладения новых знаний...".
Умение личности активно приобретать знания, необходимые для решения определенной проблемы, используя при этом уже существующие знания, является одной из самообразовательной компетенций, а также условием гармоничного вхождения в общество.
Развитие общества, его будущее зависят от компетентности ее молодежи. Уметь найти свое место среди людей очень важно как для самой личности, так и для окружающих. Найти путь, на котором можно не потерять себя, реализовать свои способности, возможно при наличии самообразовательной компетенций:
- способности и готовности самостоятельно выдвигать цели;
- формулировать задачи учебно-познавательной деятельности, определять целесообразные пути решения поставленных задач;
- планировать образовательную деятельность с учетом предусмотренного результата;
- вносить коррективы в ходе деятельности, контролировать промежуточные действия по их подчинением главной цели;
- анализировать полученный результат и в соответствии сделанным выводам планировать дальнейшую самообразовательную деятельность, способность и готовность к получению знаний на основе собственных наблюдений, исследований явлений, наличие собственных приемов обучения при сформированности умений выполнять общие интеллектуальные операции: аналогию, обобщение, классификация, абстрагирование, выделение существенных признаков, нахождение закономерностей;
- мобилизовать в заданных ситуациях знания и опыт самообразовательной деятельности для получения новых знаний с помощью уже приобретенных.
Необходимо научное исследование педагогических путей формирования, развития самообразовательной компетенции в учебном процессе школы, является направлением дальнейшего изучения исследуемой проблемы. Особенно острой, как мы видим, эта проблема для села.
Автор: Н.В.Кубракова (Сумской государственный педагогический университет)
Комментариев нет:
Отправить комментарий