Этапы реформирования системы высшего образования в Англии

Новая образовательная парадигма приводит к постоянным изменениям в системе образования. Необходимо заметить, что в Англии не существует обособленной системы образования взрослых в общепринятом смысле этого понятия: фактически она входит в структуру всех звеньев послешкольной образования.

Именно поэтому реформы, происходящие в том или ином секторе после среднего образования, автоматически касаются контингента взрослых студентов. Итак, анализ преобразований в секторе высшего образования взрослых проведено в контексте главных государственных реформ высшей школы.


Англия - это страна с многовековыми традициями в области университетского образования, которая в течение длительного периода - практически до середины XX века - не претерпела никаких кардинальных реформ. В 1960-х годах английское высшее образование обслуживало незначительную долю взрослого населения и четко отделялась от элитарной университетского образования академического и научно-исследовательского характера для студентов традиционного возраста. Рекомендации отчета Робинса, которыми утверждалось, что курсы высшего образования должны быть доступными для всех, кто имеет способности и навыки к обучению, и желает получить соответствующие знания, стали первым державным шагом на пути к интеграции формальной высшего образования с образованием взрослых.

Следующим масштабным государственным преобразованиям в секторе высшей школы можно считать реформу 1992. К указанному периоду высшее образование страны характеризовалась наличием двухзвенной структуры:

- первое звено составляли университеты, которые оказывали, как правило, социально-гуманитарное академическое образование;

второе - политехнические институты и колледжи, где можно было получить преимущественно профессионально-техническое образование.

В этом разделении отображалась сущность так называемой бинарной системы высшего образования, которая заключалась в разграничении механизмов управления и финансирования, а также статусе учебных заведений. Отмена барьеров в секторе высшей школы произошло в результате принятия в 1992 году закона "О дальнейшем и высшем образовании", согласно которому политехнические институты и колледжи высшего образования получали статус университетов с правом выдавать академические степени своим выпускникам.

Ученые считают, что этот государственный шаг был сделан по следующим причинам:

- Глобальные изменения на рынке труда требовали увеличения количества специалистов с высшим образованием, что является одним из главных условий конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве. Под влиянием научно-технической революции произошло массовое вытеснение неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих. Преобладающая доля рабочих мест, где раньше было достаточно среднего образования, теперь требовали высшей;

- Необходимость интеграции профессионального и общекультурного образования с целью преодоления академической замкнутости и статичности учебных программ традиционных университетов, с одной стороны, и узкой ограниченной конкретной специализацией профессиональной подготовки колледжей и политехнических институтов, с другой. Высшее образование должно обеспечивать широкий научный и культурный кругозор, гарантировать воспитания не только высококлассного специалиста, но и всесторонне развитой личности.

Начинание консерваторов были поддержаны и продолжены их поступающими лейбористами, пришедшие к власти в мае 1997 года Социально ориентированная образовательная политика нового правительства усилила тенденцию "универсализации" высшего образования, что было провозглашено в Зеленой книге "Эрой образования" (1998 г.): "Мы больше не можем опираться на ту небольшую прослойку элиты независимо от того, насколько это высокообразованные личности и высокооплачиваемые специалисты. Нам нужны такие качества, как творчество, изобретательность, эрудированность, которые будут присущи каждому гражданину".

Необходимо отметить, что проанализированные образовательные реформы имели ряд позитивных последствий для развития образования взрослых.

За последние 40 лет высшее образование в Англии стала действительно массовым явлением: в 1962 году высшие учебные заведения обслуживали только 6% студентов в возрасте до 21 года, сегодня этот показатель составляет 43 % студентов в возрасте от 18 до 30 лет.

Такой стремительный рост студенческого контингента объясняется, в первую очередь, наплывом взрослых потребителей образовательных в контексте глобальной концепции обучения в течение всей жизни: "Темпы социальных и технологических преобразований свидетельствуют о том, что образование, в том числе и высшее, должна стать действительно непрерывным процессом. Современные студенты будут вынуждены возвращаться к обучению несколько раз за жизнь, чтобы получить новые знания, повысить уровень умений и остаться трудоустроены".

Значительное количество студентов английских вузов сегодня - это лица, которые совмещают учебу с работой, в связи с чем увеличилось количество студентов отделений непрерывного образования.

Определяющей характеристикой новых квалификаций является то, что они разрабатываются в тесном сотрудничестве высших учебных заведений с работодателями, региональными агентствами развития, профессиональными организациями и другими заинтересованными сторонами. Конечно, методика и содержание учебных программ остаются частным делом каждого отдельного учебного заведения, однако такая кооперация дает возможность определить приоритетные отрасли и дисциплины, которые должны стать основой учебных программ, что, таким образом, дает возможность удовлетворить местные и региональные потребности экономики. Так, например, компания " KLM UK Ingineering ", которая является одним

В целом, несмотря на широкое распространение высших профессиональных квалификаций, британское правительство выражает серьезную обеспокоенность относительно отношения большинства работодателей до степеней промежуточного уровня. Несмотря на тот факт, что большинство из них заявила о необходимости в специалистах высокой технической квалификации, хорошо подготовленными к миру труда, предпочтение отдается выпускникам со степенью бакалавра с отличием.

Таким образом, анализ государственных реформ системы высшего образования взрослых в Англии позволяет сделать следующие выводы:

- характерной особенностью системы высшего образования является переход от прежней элитарной модели университетского образования для привилегированных слоев населения к созданию доступной, открытой структуры высшей школы " для всех", которая наиболее полно и эффективно отвечает потребностям современных глобальных образовательных концепций и условиям рыночной экономики;

- опыт Англии показывает, что удовлетворить социально-экономические потребности общества возможно лишь при условии быстрого и гибкого государственного реагирования путем масштабного реформирования соответствующего сектора образования, что конкретно в нашем случае, воплощается британским правительством в виде новых квалификаций промежуточного уровня;

- однако, несколько противоречивое отношение работодателей Англии к квалификациям высшего профессионального уровня свидетельствует о недостаточной сформированности механизма согласования между академической и профессиональным образованием, что, по нашему мнению, объясняется отсутствием единой национальной квалификационной шкалы, сбалансирует соотношение дальнейшей и высшего образования.

Автор: С. Н. Коваленко (Сумской государственный педагогический университет)

Комментариев нет:

Отправить комментарий