Перспективы применения программно-целевого метода в образовании

В национальной доктрине развития образования уделяется внимание модернизации системы управления, перехода к осуществлению программно-целевого метода управления образованием. Этот метод получил распространение в производственной сфере. Именно тогда в системе управления образованием начал осуществляться переход от функционального подхода к программно-целевому.

Функциональный подход характеризуется совокупностью критериев: уровень успеваемости учащихся, количество участников и победителей в олимпиадах, уровень сформированности кадрового состава, материально-техническое обеспечение и т.п..


При осуществлении целевого подхода вышеуказанные критерии тоже применяются, но главным является достижение цели, которая считается перспективной, т.е. рассчитанной на будущее развитие (профориентация школы, адаптивная школа и др.).

Программно-целевое управление включает несколько этапов: определение миссии, формулировка глобальной цели, декомпозиция глобальной цели на подцели, принятие решения и его выполнение, измерение достижений. Миссия является результатом обоснование деятельности организации, она включает описание ее ценностей, устремлений, причин появления.

Миссия детализирует задачи организации, характеристику внешней среды, культуру деятельности.

Миссия высшего учебного заведения заключается в подготовке специалистов; преобразовании абитуриента в творческого специалиста, стремящегося учиться на протяжении жизни; реализации взаимосвязей с учреждениями, которые предоставляют среднее образование для достижения преемственности между средним и высшим образованием; достижении культуры деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, культуры учебной деятельности студентов, культуры управления учебной деятельностью и т.п..

На основании миссии разрабатывается цель развития учреждения, определяется и поддерживается всеми членами коллектива. Цель должна быть глобальной, а средства ее достижения - рассчитанными на перспективу, на будущее. Такой целью может быть достижение культуры деятельности всех субъектов педагогического процесса, а именно: культуры учебной деятельности студента, культуры управления учебной деятельностью студентов со стороны преподавателя, сотрудников деканата, ректората и т.п..
Известно, что цель - это предполагаемый результат.

Она делится на подцели и задачи, которые отвечают требованиям конкретности и измеримости. Цели конкретизируются во времени на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного до трех лет) и долгосрочные (более пяти лет). Средне срочные и долгосрочные цели можно отнести к перспективным. Цели должны быть достижимыми, чтобы способствовать повышению эффективности организации, а также взаимно поддерживающими, то есть действия, способствующие достижению одной цели, не должны мешать достижению других целей.

Среди долгосрочных задач университета являются: определить перспективную потребность региона в педагогических работниках разных специальностей и на этой основе определить объемы приема в университет, обеспечив в дальнейшем всех выпускников работой; осуществить подготовку учителя интегрированных учебных дисциплин, внедряь непрерывную педагогическую практику, в том числе - по будущим местом работы студентов.

Первая задача отражает диагностический этап выполнения цели. Определив потребность региона в педагогических работниках различных специальностей, можно оперативно произвести корректировку объемов приема.

Вторая задача является важным, потому что в университете сейчас разработан и читается только несколько интегрированных учебных дисциплин. В то же время общеобразовательные учреждения хотели бы иметь учителей, владеющих умениями интеграции научных направлений и создания соответствующих программ.

На выполнение мероприятий, разработанных ректоратом, факультеты и кафедры представляют программы, которые выполняют следующие основные функции: определяют направления деятельности на перспективу и настоящее, факторы, влияющие на осуществление программы и обеспечивают управление совместными действиями студентов, преподавателей, деканата, являются средствами мониторинга осуществления работ и т.п..

Перед студентами, преподавателями и сотрудниками факультета поставлена ​​задача 100 % получения выпускниками удостоверение пользователя персонального компьютера. На факультете приоритетной является задача компьютеризации и информатизации образования. Второе направление работы факультета - внедрение личностно ориентированной концепции в педагогический процесс.

На выполнение этой задачи предполагается разработка и применение индивидуальной траектории профессионального становления каждого студента. Для этого планируется : ​​предоставлять возможность одаренным студентам учиться по индивидуальному графику; систематически проводить недели психологии, социологии, социальной педагогики; привлекать студентов к научно-исследовательской работы, начиная с младших курсов; систематически организовывать обзор студенческих научных работ, проводить научные студенческие олимпиады и конференции.

Третье направление работы факультета связано с повышением культуры учебной деятельности студентов. В воспитательном процессе приоритетными следует считать вопрос национального и гражданского воспитания, использование языка как средства коммуникации.

Перспективные работы в направлении внедрения программно-целевого метода в управлении образованием заключаются в том, что:

1) на уровне университета будет продолжено выполнение перспективных задач, разработанных во исполнение национальных постановлений;
2) на уровне факультетов будет осуществлено дальнейшее использование мер, разработанных ректоратом университета, а также собственных программ, направленных на повышение культуры управления учебной деятельностью студентов, их научно-исследовательской работой;
3) на уровне кафедр будет распространено практику привлечения талантливых студентов к реализации связей с учебными заведениями, молодежными организациями и т.д..

Авторы: Т.С. Дмитренко, А. Прокопенко, К.В. Яресько, Харьковский государственный педагогический университет

Комментариев нет:

Отправить комментарий